Спустя полтора года после релиза Sid Meier’s Civilization V так и не потеряла свою актуальность. Firaxis Games сделала почти идеальную игру, а из мало-мальски значимых конкурентов ей на пятки наступает разве что Warlock: Master of the Arcane, которая вышла буквально на днях. Так что приятно вновь достать запылившуюся коробочку с диском Civilization V, снова установить игру на жесткий диск, поставить в настройках высокую сложность и медленную скорость развития и пропасть там на несколько часов. Особенно, когда на пороге уже вовсю маячит Gods & Kings.
Дополнениями Civilization V постепенно обрастала и раньше. В Steam можно найти много новых сценариев, с десяток неисследованных карт, а также несколько государств, вроде Кореи, Вавилона, Месопотамии, Полинезии, объединенных под общим названием «Колыбель Цивилизации». Но даже вместе взятые все эти добавки вряд ли послужили бы поводом для того, чтобы вернуться в игру. В отличие от них, Civilization V: Gods & Kings – это не мизерное дополнение за 99 рублей, а огромный сборник маленьких, но очень приятных нововведений.
Однако авторы не забыли и про новые цивилизации. В expansion pack нашлось место и для древнего племени Майя, которым правит K'inich Janaab' Pakal, и для Габсбургской монархии, на чьем престоле сидит Мария Тереза, и для Колонии Нидерландов, руководством которой занимается Вильгельм I Оранский. Шведская империя, Империя гуннов, Карфаген, Эфиопская империя, Византия, Кельты – и без того не малый выбор стал просто огромным. Традиционно у каждого государства есть свои уникальные постройки, юниты, превосходящие аналогичных солдат противника, и приятные бонусы.
Впрочем, минимальные отличия государств меркнут по сравнению с действительно важным элементом Gods & Kings – религией. Вероисповедание было незаслуженно удалено из пятой части, и Firaxis Games осознала это в полной мере. Спустя несколько ходов после начала игры, цивилизации обретают веру и их жители становятся язычниками – идеологическими врагами местных проповедников. После открытия богословия и постройки соответствующих зданий, также как золото или очки культуры, игроку начинают поступать очки религии. Накопили определенное количество – добро пожаловать в новое окно выбора основной государственной религии.
Список из одиннадцати базовых вероисповеданий, разумеется, включает в себя христианство, иудаизм, даосизм и ислам. Хотя, по большому счету, это лишь иконки – название и шесть наград игрок может выбрать самостоятельно. Например, бонус «Goddess of Love» прибавит государству несколько очков счастья, если выбрать веру в Бога Войны, то очки веры во время конфликтов с другими странами будут расти с увеличенной скоростью. Есть и более сложные бонусы. Хотите прибавки к культуре и вере одновременно – выбирайте «Goddess of Festivals», который активируется лишь вместе с найденным на карте вином; а гарантированная прибавка к науке – «Messenger of the Gods» – только с открытием торговых путей. Таких бонусов полно, бери – не хочу.
На определенную сумму очков веры можно купить проповедников. Не все жители городов поддерживают основную религию, по-прежнему оставаясь язычниками. Именно к ним в гости нужно отправлять служителей Бога. Города-государства в дополнении стали гораздо чаще нуждаться в помощи более крупных соседей, поэтому кроме золота могут попросить «промыть» вашей религией голову своих жителей.
Помимо вероисповедания, Sid Meier’s Civilization V: Gods & Kings привносит в оригинал систему шпионов. Эти юниты не видны на карте, а отображаются в специальном окне, и у каждого из них есть свое имя и набор характеристик. Увы, подтасовать результаты выборов, устроить бунт и украсть технологии у соседних государств мне так и не удалось – за полтора месяца до выхода игры пресс-версия очень скупа на подробности.
В любом случае, Sid Meier’s Civilization V: Gods & Kings – отличное дополнение. Десятки новых юнитов, технологий и зданий – все это почти наверняка оправдает покупку DLC на все сто процентов.