Со времен первой Europa Universalis и вплоть до последней Victoria демиурги стратегий из Paradox не ограничивали игрока в выборе державы: хоть Византия, хоть Конфедераты, хоть вишистская Франция. И только в Crusader Kings поселилась дискриминация: до сей поры разработчики разрешали управлять исключительно христианскими династиями, а мусульмане с язычниками так и оставались в роли пугал (весьма свирепых, впрочем). Дополнение Crusader Kings 2: Sword of Islam наконец-то вручило бразды правления последователям Аллаха.
Аристократы и дегенераты
На первый взгляд, игра за мусульман отличается от «христианской» только интерфейсом и деталями: новая система наследования, многоженство, упадок династий... И ровно те же советники с теми же задачами, та же вассальная структура «барон-граф-герцог-король» (только называют исламских правителей шейхами, эмирами и султанами). И это всё? А как же «Восток — дело тонкое»? Придержите верблюдов и спрячьте ятаганы, о драгоценнейшие! Копнуть предстоит глубже. Один из столпов мусульманской механики — упадок династии; наметанный глаз мигом найдет процентный показатель в правом верхнем углу экрана. Степень «запущенности» рода прямо сказывается на стекающихся в закрома налогах и боевом духе войск. Династия, упадочная на двадцать пять процентов, — это норма, для нее нет ни плюсов, ни минусов. Но стоит проценту пойти в рост, и начинается кошмар. Финансы мигом смываются в трубу, а закаленные мамелюки вдруг обращаются в бегство, едва завидев вражьи знамена. И так до тех пор, пока династия не реабилитируется или более предприимчивая семья не укажет ей на дверь. С другой стороны, зная, что правящая династия могуча и плодовита (упадок ниже 25%), подданные охотнее расстаются с доходами и сражаются с неверными до последней капли крови. Чтобы не повторить судьбу Рюриковичей, мудрый правитель не должен скупиться на титулы для своих родных. И, само собой, декаданса поможет избежать боевая слава.
Если б я был султан... Другая «фишка» ислама — исповедующие его правители почти никогда не ограничиваются одной супругой. Согласно Корану, число жен напрямую зависит от возможности мужа их прокормить, но в Sword of Islam это определяет титул правителя. Так, шейх — низшая играбельная ступень — потянет только двух благоверных, халиф — трех, а эмир и султан насладятся всеми «радостями» жизни с четырьмя супругами. Нетрудно догадаться, сколь внушительным будет потомство. Полтора десятка детей у суннитов и шиитов — это в порядке вещей. Возмужавшие отпрыски со временем перестают глядеть на средневековый мир сквозь розовые очки и всеми силами пытаются этот мир прогнуть под себя. Берегитесь, если это ваши малютки. Заговоры при дворе из эффективного инструмента устранения неугодных превратились в безобидную игрушку избалованных детей. Ну, хочет один внук убить другого — что я ему, нянька? Родня ставит под угрозу независимость вашего государства, как только нынешний правитель отправляется к райским гуриям. Почти каждый недоволен своим положением при новом властителе и готов пойти на любые средства ради исправления ситуации: те же заговоры или гражданские войны. Но и владыка не лыком шит: арест и казнь родственников никак не влияет на общественное мнение, если только вы не поднимете руку на сыновей и отца. В этом террариуме радуешься, что можно хотя бы отобрать эмирский (герцогский) титул, не рискуя подтолкнуть вассала к мятежу, — пусть и по-прежнему ценой репутации. Подливает масла в огонь турецкая система наследования, которой придерживаются служители Аллаха. Наследником становится самый могущественный и титулованный сын или внук правителя. Поэтому бездумная раздача детишкам земли чревата пресловутым кризисом престолонаследия. Перестать быть наследником очень легко — надо лишь растерять влияние, земли и титулы. Каждый, кто отважится познакомиться с играми от Paradox — и Crusader Kings 2 в том числе, — рискует в панике удрать за горизонт к красавице Total War и заречься даже близко подходить к таким чудесным стратегиям, как Europa Universalis, Victoria и Hearts of Iron. Почему так происходит? Во-первых, из-за тысяч неочевидных нюансов, которые скопом обрушиваются на новичка сразу же после первого знакомства. Во-вторых, из-за неизменно бесполезного обучения. Игра заботливо покажет, что где лежит, а потом отправит в свободное плавание. Вот машина, вот руль и педали — езжайте! В-третьих, из-за непонимания сакраментальной сути. В Crusader Kings 2 смерти подобно затевать войну абы с кем и абы как, но, как показала практика, это первое действие, которое приходит в голову начинающему парадокс-стратегу. Так чем же следует вооружиться неоперившемуся полководцу, чтобы интерес к игре горел ярко, как костры инквизиции? Нужно лишь... А покупал ты ее по советским законам?!
В вопросе управления государством изменения не слишком глобальные. У мусульман ограничено управление авторитетом короны. Епископства и замки требуют одних и тех же управителей-дворян и подчиняются одним законам, что удобно. И так далее по мелочи. Гораздо ощутимее изменения в религиозной сфере: вместо одного всемогущего папы римского — два халифа, суннитский и шиитский, чьи полномочия едва ли простираются дальше объявления священной войны — джихада. Зато у мусульман нашлось куда больше применений ресурсу благочестия (piety). Его можно потратить на особые отряды — если мудрейший халиф возжелает объявить неверным джихад, на изменения в законодательстве, на объявление войны единоверцам... Каждое изменение законов тоже обойдется в энную сумму благочестия, а вдобавок с его помощью можно без всякого повода, без суда и следствия напасть на соседнюю провинцию. Новый источник благочестия — неплохой, пусть и редкий — хадж. Паломничество в Мекку обязан совершить каждый мусульманин, и ваш персонаж в том числе. По пути его ждет уйма случайных событий, отчего игра в такие моменты напоминает то ли настольную ролевку, то ли текстовые квесты из «Космических рейнджеров». Выбирая решения по вкусу, можно разжиться денежкой, престижем, ценными перками, а главное — сотней-другой единиц благочестия. * * *
К счастью, разработчики не поскупились на события для лидеров восточных династий. Им на головы как из рога изобилия сыплются случайные происшествия — правитель то блудливым станет (цепочка из семи окошек как минимум), то в поэзию сунется, то книжку занимательную отыщет и айда ее штудировать... Элемент неожиданности игровой механике вредит редко — если суметь его приготовить. Paradox, как обычно, сумели. Внеся минимум глобальных изменений, они взрастили новую механику в рамках отдельной религиозной диаспоры. Только отличную не в корне, а по
|