Небеса содрогнулись. Миллионы фанатов, роняя слезы разной степени скупости, ушли в бессрочные отпуска. Попадали сайты, посвященные Diablo, а следом за ними и сервера Blizzard. Форумы взорвались восторженными криками и грязной бранью. Команды профессиональных и не очень игроков схватились за мышки и убежали в рейд за славой. Тысячи брошенных девушек разразились плачем. Таким нам запомнилось 15 мая 2012 года — день, когда стартовала Diablo 3.
С нашей последней встречи Diablo, кажется, совсем не изменилась. Даже в новых героях легко узнаются черты старых. Варвар по-прежнему крушит все на своем пути и выдерживает огромный урон. Монах вобрал в себя черты паладина и ассасина — ловкий, удары проводит сериями и любит использовать парное оружие. Волшебники так и остались волшебниками, а колдуны повадками напоминают скорее некромантов — обожают призывать себе на помощь всевозможную нечисть. Охотник на демонов, хоть и похож на амазонку, тоже почерпнул немало хитростей у лучшего друга нежити. И, несмотря на разные методы, все герои схожи в одном — всем им предстоит уничтожать толпы врагов.
► Варвар в режиме берсерка — настоящий терминатор: большой, страшный, быстрый и урона наносит аж в два раза больше. Ну, а еще он при этом забавно выглядит.
Приправлено красным перцем
Чего греха таить, Diablo... она про мясо. Любой персонаж из любой части всегда был и будет передвижным мясокомбинатом, без отдыха перерабатывающим сочных монстров на питательный фарш, бесценный опыт и разномастную добычу. В Diablo 3 мясорубка словно обзавелась электрическим приводом: маскируясь под благородную миссию спасения мира от Зла, насилие устраивает себе праздник с песнями, плясками и фейерверками. Умерщвление врагов настолько детально проработано и разнообразно, что, похоже, не может надоесть в принципе.
Вот рубим мы топором, скажем, группу зомби. У первого слетает отрубленная голова, второй распадается на две аккуратные половинки, третий с тихим шипением оседает бесформенной грудой в облаке яда, четвертого мощный удар скидывает в ближайшую пропасть, а пятый лишается ног, но продолжает ползти в нашу сторону.
► Битва, во многом аналогичная сражению за гору Аррет из Lord of Destruction, в Diablo 3 выглядит гораздо более эпично.
Динамика геноцида нечисти выросла многократно — спасибо увеличившемуся в объеме рюкзаку и системе автоматического подбора золота. Доживи до релиза Иорданов котел и Нефалемов куб (которые в ранней бете позволяли перемалывать предметы в золото и ингредиенты прямо в инвентаре, но потом были изъяты из игры) — в город мы бы возвращались разве что по сюжету да на ремонт. Но даже без них от непрерывного убийства монстров сейчас мало что отвлекает.
Правда, сразу вылезла другая проблема: игра пробегается непривычно быстро и просто. Застрять на обычной сложности не получается, как и обещали разработчики, «пройти Normal сможет даже ваша бабушка». Впрочем, стоит дойти до «Ада» или, пуще того, до «Инферно» — вот тут уже приходится нарезать круги от монстров, что прежде казались совершенно безобидными.
► «Бычки» с разбега отправили волшебницу в затяжной полет. Впрочем, разрыв дистанции ей только на руку.
Мало того, что они становятся крепче и сильнее, так еще и «элитные» монстры приобретают не по одной, а сразу по несколько опасных способностей. Одно дело сражаться с группой, умеющей примораживать героя к земле, или бить его молниями, или просто быстрее атаковать, и совсем другое — враги, которые умеют все и сразу.
На «адском» уровне сложности таких способностей у монстра бывает сразу по четыре. Попробуйте убежать от быстрого, притягивающего к себе монстра, который еще и умеет воздвигать стены у вас на пути, да к тому же обладает увеличенным здоровьем — а ведь это еще не самое страшное сочетание. На финальной сложности можно погибнуть от пары ударов даже самых слабых первых врагов, охраняющих ворота Нового Тристрама.
There is no cow level!
Дизайн уровней — образцовый: зеленые луга сменяются залитыми кровью казематами, пустыня — холодными северными равнинами, а адские подземелья — величественной архитектурой Царства Небесного... Мы больше не бегаем по плоской карте — перепады высот здесь вполне реальны, а в пропасть запросто можно уронить обломок бочки или тело врага. Объемные задние фоны анимированы и напичканы антуражными деталями: в адских глубинах корчатся гигантские фигуры закованных в цепи мучеников, а в темницах стоят жаровни, дыбы, колодки и прочие орудия пыток. И самое приятное — почти все это можно раздолбать! От случайных попаданий рушатся дома, осыпаются колонны, трескаются пополам столы и прочая мебель.
► Мрачные сатанисты песков любят украшать стены своих жилищ таким вот живописным образом.
Под стать интерьеру проработаны и монстры. Теперь они не просто задумчиво гуляют по лугам и подземельям — они лезут на поле боя изо всех щелей. Скелеты по-паучьи забираются на стены, зомби выкапываются из земли, гворны маскируются под обычные деревья — словом, на поле боя постоянно что-то происходит. Спецэффекты заполняют экран, ошметки разлетаются в стороны согласно всем законам физики, а пол постепенно покрывается слоем трофеев и золота.
► Иногда противники буквально «собираются» по кусочкам прямо у нас на глазах.
Хорадрический куб покинул игру, и на смену ему пришли ремесленники — кузнец и ювелир (обещанная в начале разработки гадалка до релиза не дожила). Впрочем, кузнец — это скорее альтернатива лотерейной системе, которой раньше активно промышляли торговцы: нам предлагают создать вещь с заданными базовыми параметрами и неизвестными дополнительными свойствами. Для изготовления предметов нужны ингредиенты, которые можно получить, утилизируя у кузнеца ненужные «синие» и «желтые» вещи. Нововведение любопытное, но на практике не так уж часто удается создать что-то действительно стоящее. Лучше обращаться к игровым торговцам или на аукцион, а все лишнее продавать за золото.
А вот ювелир однозначно полезен — его умение собирать из плохеньких камней более ценные полезно на всем протяжении игры, хотя зачастую покупать камни на аукционе выгоднее. Важно, что теперь драгоценный камень наконец-то можно вынуть из гнезда, пусть и не за самые скромные деньги, поэтому можно не жадничать. Кстати, самих камней теперь только четыре вида — аметист, изумруд, рубин и топаз, зато их уровней качества стало аж четырнадцать!
И ювелир, и кузнец постепенно совершенствуют свое мастерство — для этого требуются специальные странички, книжки с секретами мастерства и, разумеется, звонкая монета.
Fresh meat
► Культисты в желтых капюшонах вознамерились отведать варварятины. Странный выбор, если учесть, что рядом бегает куда как более аппетитная волшебница.
Систему умений лихорадило на протяжении всей разработки — Blizzard обкатывали на игроках то один вариант, то другой, пока кто-то не ударил кулаком по столу, заявив, что лучше уже не будет и надо все оставить как есть.
Итак, игроку доступно на выбор шесть ячеек для способностей — по одной на левую и правую клавиши мыши, и еще четыре — на клавиатуре. У каждого удара, боевого клича, ауры или заклинания со временем откроется по пять рунных модификаций, способных, скажем, превратить морозный луч в ледяной щит.
Наконец, к тридцатому уровню станут доступны три ячейки под пассивные навыки, и некоторые из них образуют исключительно мощные сочетания с активными навыками. Удачное распределение умений может на порядок поднять убойность героя.
Те, кто утверждает, что для игры в Diablo не нужен мозг, правы лишь отчасти — тогда, когда речь идет о минимальном уровне сложности; чем дальше, тем крепче приходится думать. Набор навыков, который отлично работал в первом акте, может оказаться совершенно неэффективным во втором. К счастью, изменить свой выбор можно в любой момент совершенно бесплатно, и это открывает колоссальный простор для экспериментов.
► А вот и главный злодей собственной персоной. Сейчас кому-то обломают рога и оторвут нахальный рыжий хвост.
Готовьтесь к предательствам
Сюжет изобилует лихими поворотами и неожиданными происшествиями. Ключевые персонажи мрут как мухи, враги становятся союзниками и снова норовят перебежать обратно. Одних только предательств на протяжении истории произойдет больше, чем в среднестатистической игре Bioware, но, как и прежде, историю можно полностью проигнорировать и самозабвенно предаться кровавой резне.
А можно и наоборот — во все вникать, открывая для себя немало увлекательного. Десятки разбросанных тут и там книг рассказывают нам множество других не менее интересных историй, которые постепенно переплетаются в полотно повествования о прошлом этого мира. Каждый новый NPC не просто появляется из-за поворота истории: он всегда жил в Санктуарии, он здесь родился, здесь и погибнет. Даже у молчаливого стражника, оказывается, есть любимая мама, которой он иногда пишет...
► NPC знакомит нас со своей женой. Еще веселее будет, когда он попросит ее кивнуть нам в знак приветствия...
Впрочем, разработчики не отказали себе в удовольствии сдобрить сюжет изрядной порцией пафоса, а заодно пройтись по множеству жанровых клише, вроде похода за тремя частями упавшего с неба предмета или таинственных незнакомцев, утративших память, но обладающих сверхчеловеческими силами.
► Осень, радуга, мост. Кажется, что попал не в Санктуарий, а в мир какого-то сказочного квеста. Впрочем, первые встреченные монстры быстро развеивают это заблуждение.
Поводы для недовольства
В отличие от выверенного геймплея, техническая часть вызывает достаточно жаркие споры. Разработчики решили, что хорошо бы дать возможность насладиться игрой как можно большему числу игроков, — и поэтому ориентировались отнюдь не на топовое железо. Как результат, графика хороша, но совершенно не next-gen. Занятно, но Diablo II в свое время тоже ругали именно из-за несовременной графики.
► Этот демон-осадная башня сам нас не трогает, зато исправно плюется десантом куда как менее дружелюбных обитателей ада.
А еще разработчики постановили, что хватит с игроков непроглядной тьмы, нагоняющей уныние, — даешь яркие краски! Симпатичная и чуть сказочная картинка, естественно, понравилась не всем. Кто-то поспешил обозвать графику устаревшей, другие стали сравнить визуальный стиль то с комиксами, то с мультфильмами. И правда, после мрачного пиксельного хаоса прошлых частей сочные цвета выглядят необычно, однако игра прибавила в детализации. Сейчас, зайдя в какой-нибудь домик, можно зависнуть на минуту-другую, разглядывая интерьер
В техническом плане крепко разочаровало лишь обслуживание серверов — они постоянно норовят упасть, любят поднять пинг на заоблачные высоты или беспричинно кикнуть игрока. Удивляться тут нечему — Diablo 3 своими продажами установил новый рекорд для PC-игр, и сервера сейчас штурмуют миллионы игроков одновременно. Конечно, через пару месяцев, когда ажиотаж спадет, эти проблемы сами собой должны сойти на нет. А пока игроки продолжают закономерно возмущаться тем, что не могут поиграть в свой единственный выходной, и вообще — разве нельзя было подготовиться заранее?!
И тем не менее для тех, кто смог прорваться к серверам, двенадцать лет ожидания были вознаграждены сполна. Хоть по сети и гуляют шутки о том, что «Diablo III оказалась очередным клоном Diablo», — так ведь мы от нее ровно этого и ждали. Diablo III — мясорубка наивысшей пробы, новый эталон жанра hack’n'slash, который наверняка останется таковым вплоть до выхода Diablo IV. Бытует мнение, что за эти годы успел устареть сам жанр... но количество собранных игрой поклонников убеждает в обратном.
|